Вернуться на общую страницу дневника
Дорогой ровной и почти прямой я быстро возвращался.
Под утро дальнобой на выезде у города еще только просыпался...
Тут в поворот, вместо круга в 400 км через Нефтеюганск, с Хантов до Тюмени 670 километров сразу по прямой в 150 и в отворот к Увату.
А там где-то стороной Когалым, Новый Уренгой, Сургут и Пять-Ях остались...
О дороге только отличные впечатления.
Машин мало.
С хорошей скоростью, хотя везде предупреждения стоят - "внимание" фото-видео контроль". И последние перекрестки в "кусты".
Стоящая спецтехника.
И больше я не увижу качалок и вышек у трассы...
Трасса уводит меня от них на Юг Западной Сибири по салымским холмам...
Оборудованные стоянки туалетами
и, даже, попалась кафешка.
Холмы и кресты...
Дорога Салым - Уват единственный автомобильный путь из Северных регионов на "большую землю".
Автопробег "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" вышел на трассу Сургут - Тюмень.
Это самая загруженная дорога с Юга до Сургута.
Здесь на перекрестке я неплохо пообедал.
Эту дорогу я прошел прошлым разом в ночь. Поэтому о ней продолжу рассказ в обратном пути до Тобольска. Далее до Тюмени уже в первой части мною рассказано. Да и темень, и пурга там преследовали меня...
Вдоль трассы выстроился рынок, и таких рынков здесь много. Продают дары Природы: ягоды, рыбу, кедровые шишки и орехи.
Но с фотоаппаратом в одиночку вдоль рынка ходить не советую. Контролирует рынок местная братва. Я было за камеру, а ко мне черная машина и в открытое окно:
- Будешь снимать, колеса попротыкаем.
Пришлось отправиться в путь, как-то расхотелось здешних пирожков, да и муксун, чир и нельма тут дорогие - от 800 рублей за килограмм...
От Салыма до Увата вся дорога хреновата. - так тут шофера привыкли напевать проходя этот путь.
Редкий на трассах американец.
Участок Салым-Уват уже давно стал притчей во языцех из-за огромных ям и колдобин. Некоторые окрестили ее «дорогой смерти». В весеннюю распутицу дорога тонет, впрочем, из разговоров шоферов, это происходит по всем этим трассам, но здесь самое гиблое место. Транспорта тут идет очень много.
Идут лесовозы...
Даже при скорости в 20 километров здесь можно серьезно повредить машину.
Ремонт трассы начался, и в порядок привели аварийный участок Салым-Уват. С 2012 года из федерального бюджета на ремонт автотрассы Тюмень-Ханты-Мансийск вложили почти два миллиона рублей.
Большая часть потрачена на капитальную реконструкцию участка дороги Салым-Уват.
Но местами еще дорога желает лучшего...
Ограничение только и замечаешь в 70 км/ч.
Но вот и Уват!
Большая стоянка с кафе и отелем на отвороте.
Забота о детях на придорожных плакатах напоминания: "Защити ребенка в машине". Пристегни его ремнем безопасности.
И далее к Тобольску гладь...
И гладью в "Юность комсомольскую"!
Эх... Кто не пережил тех комсомольских лет, тому не понять моих нахлынувших воспоминаний...
И здесь при дороге рынок, где можно чуть дешевле купить муксуна.
Дорогой на Юг помалу снижается на топливо цена...
Ух. Местами дорога плоха - кочками она. И встреча! Так этот "налив" дорогою с Нягони я два раза снимал!
"Татарка" приток Иртыша. С трассы мельком видна могучая сибирская река.
Кафе и стоянка. Но кушать надо там, где парни дальнобоя стоят. Там проверены и качество, и цена.
Надежные старые Вольво на Крайний Север везут ЖБИ.
Непонятная стела? К Тобольску из-за надвигающихся с Востока серых тучь быстро темнело...
Но я успел дотемна заскочить в город, где река Тобол впадает в объятье Иртыша.
И проскочив стелу "Тобольск -жемчужина Сибири", успел снять скульптуру аборигенам.
Как не странно - это Памятник Робинзону.
О первой книге приключений Робинзона Крузо на острове, где ему приходилось не только выживать, но и сохранять человеческий облик 28 лет, в романе Даниэля Дефо "Робинзон - Крузо", известно многим. Но о том, что литературный герой Даниэля Дефо путешествовал по Сибири и даже побывал в стольном граде Тобольске, мало кто знает. Каким образом он оказался в "местах столь отдаленных" от своей исторической родины? Во второй книге, названной "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо", после возвращения главного героя с необитаемого острова, он восемь лет жил на родине, пользуясь всеми благами цивилизации. Но вскоре искателю приключений все это наскучило, и он решил отправиться в дальние странствия. На корабле путешественник отправился в Ост-Индию, побывал в Бразилии, на острове Мадагаскар, заезжал на "свой остров", был в Китае, где и стал купцом, составив караван. Далее путь лежал через Россию, чтобы затем на корабле вернуться в Англию. Робинзон Крузо, путешествуя по Сибири, через Нерченск приезжает в Тобольск. В основе замысла Даниэля Дефо лежит реальное происшествие, а прототипом главного героя был шотландский моряк Александр Селькирк. Это торжественный момент, зарегистрированный им же, 17 апреля 1704 года. В Тобольске Робинзон Крузо проводит зиму. Хотя автор немного скупо и не очень точно описывает быт и культуру того времени, в книге точно указано название города.Тобольск Дефо выбрал не случайно, в тот период он был одним из крупнейших городов России, через него проходил торговый путь из Азии в Европу, и уже тогда был известен европейцам.
А далее к Кремлю.
Кремль с большой историей, где и Дворец наместника, и церкви, и пожары связанные с ранними деревянными строениями. И многое другое...
Но уже очень поздно для экскурсии. Темнело быстро. Мелкий снег пошел. Да и рассказывать о том, чего не видел, нет интереса.
Со смотровой площадки у Кремля вид на город у Иртыша.
Да... Тобольск старый российский город, основан первопроходцами Сибири в XVI веке, вторым в Сибири после Тюмени. Здесь много известных людей жило, и много было ссыльных в разные года. Здесь можно бродить по городу часами. Под накрывающую город мглу успел сфотографировать памятник "Покорителю Сибири Ермаку".
Личность атамана Ермака до сих пор остается одной из самых загадочных в истории Сибири, хотя о легендарном походе немало сказано и написано. Кто он был, откуда, когда начал поход и какова была численность его дружины до сих пор точно не выяснено, да и сама смерть атамана нам не известна. Согласно одной из версий, идея поставить в Тобольске памятник легендарному атаману принадлежит ссыльным декабристам, по воле судьбы в разные годы проживавших в сибирской столице. Однако, распоряжение о строительстве памятника было дано лично императором Николаем I. В течение нескольких лет на одном из уральских заводов изготавливали монумент по проекту архитектора Александра Брюллова, брата художника Карла Брюллова. Первоначально памятник хотели установить на Панином бугре, но затем посчитали, что лучшее место для него на Чукманском мысу, и монумент будет виден тому, кто поднимается в году по Никольскому взвозу.
И уже под вспышку сквер имени русского сказочника Петра Ершова.
Поэт-сказочник - автор знаменитого "Конька-Горбунка" Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруковой Ишимского округа Тобольской губернии. В 1824 году семья Ершовых переезжает в Тобольск. Директором гимназии, в которой учился в те годы Ершов, был Иван Павлович Менделеев - отец будущего великого ученого. В 1830 году семья Ершовых переезжает в Петербург, где Петр Павлович поступает на философско-юридический факультет Петербургского университета… В день празднования 420-летия города в Тобольске был открыт сквер со скульптурными композициями и памятником поэту П.П.Ершову - первый и единственный в России.
Но надвигающаяся непогода прогнала меня в дорогу. Эх! Нет тут выставки. Еду я на Тюмень.
В Тюмень я прибыл поздно Ночью. Устроился в гостиннеце "Юрга".
Я может и не обратил бы на название гостиницы, но стало интересно после посещения ресторана, там на стенах рисунки именно Северных народов Югры, а не из Юрги Центральной Сибири между Томском и Кемерово.
На северных оленях...
Немного рисунков одежды местных нарядов...
Ну, явно, перепутали буквы в названии, т.к. отель расположен в микрорайоне "Югра"...
И перегон стада в тундре... Красота под барной стойкой.
Автопробег "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" прибыл в Тюмень 19 октября к утру, и сразу тут же грузовики на мойку.
- А где у вас в городе есть яркие достопримечательности? - спросил я у случайного прохожего?
- А я не местный...
И у второго, и у женщины у остановки автобусов.
- Вы садитесь тут на автобус сейчас со мной, и он вас прямо и привезет в центральный район. Через мост проедите и увидите набережную, там все наши достопримечательности. - мне разъяснили при посадке в автобус.
Долгая поездка с окраин города в 20-30 минут. Вот и мост.
И вон набережная. Современная! Вдоль берега реки Тура у новостроек. А на противоположном берегу частный сектор,
старая промзона
и катера у причала.
Тюмень стоит на берегу судоходной реки Туры. Почти каждый год, во время весеннего паводка, она выходит из берегов и неумолимо наступает на город.
С далка от моста по улице Челюскинцев я не рассмотрел на новой набережной каких-либо интересных объектов и двинулся верхом в город. Передо мной у моста ГАУК ТО «ДК «Нефтяник» имени В. И. Муравленко».
В 1976 году, на берегу реки Туры был возведен первый в городе Дворец — Дом техники нефтяников. Принадлежал он Главтюменнефтегазу, возглавлял который Виктор Иванович Муравленко. По его инициативе и активной поддержке шло строительство этого сооружения. Дом техники внес значительный творческий вклад в развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири. Здесь проходили международные, всероссийские выставки, научно — практические конференции по вопросам освоения месторождений нефти и газа и развития нефтяной и газовой промышленности Тюменской области и страны в целом.
И от моста прошел мимо Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области, где во дворе заметил национальное жилище местных народов - чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни.
Взглядом еще раз окинул набережную, чуя что-то там таинственное, спрятанное от моих глаз. На фоне блестящих золотистых куполов церквей увидел интересный вантовый подвесной мост. Решил по верху набережной пройти к мосту.
Задумка сделать тюменскую набережную появилась еще в 1987 году. А в начале двадцатого века в этом месте через реку Тура протянулся первый мост в городе. К его появлению причастен известный в то время меценат Андрей Текутьев. Деревянную конструкцию берегли, регулярно ремонтировали. За время своего существования мост не раз горел, его восстанавливали, и он продолжал служить тюменцам. Мост действовал до лета 1982 года – в июле центральный пролет сорвался с опор и обрушился в реку.
Городу требовался прочный и надежный мост, поэтому было принято решение о возведении нового. На протяжении всего времени строительства переход через Туру осуществлялся по понтонам. Вантовый подвесной мост длиной 247 метров и шириной 6 метров открылся летом 1987 года. Подобных мостов на тот момент в России было всего три: в Тюмени, в Москве и в Красноярске. Мост через реку Москву разрушился. В сибирской столице, чтобы избежать подобного, в 1989 году провели работы по укреплению правой береговой опоры. Горожане прозвали новый мост «Пешеходным».
В 2003 году он стал «Мостом влюбленных». Новое название было придумано ди-джеями одной из тюменских радиостанций, которые провели на мосту 14 февраля 2003 года, в день всех влюбленных, конкурс на самый долгий поцелуй. С момента открытия «Моста влюбленных» у тюменских молодоженов появился новый обряд: на ограждение вешать замок - символ крепкого, надежного брака.
Вижу, по руслу реки идет теплоход...
И я все же, под замеченные моим глазом силуэты скульптур на фоне реки и разыгравшееся воображение, спустился на набережную, где передо мной открылась скульптурная композиция исторических фактов города.
Полноценный проект набережной c историческими частями, мини-фонтанами и красивой подсветкой родился только в 2007 году. В нем значилось три очереди работ по обустройству набережной: от Моста влюбленных до моста по улице Челюскинцев; от моста по улице Челюскинцев до Алебашевского моста и от Моста влюбленных до устья реки Бабарынка. Строительство набережной началось в начале 2010 года, а уже летом для посетителей были открыты первые ее пятьсот метров.
Первыми здесь разместили барельефы с историей освоения Сибири человеком...
К XIX-XVIII тысячелетиям до нашей эры относится появление первых людей в Сибири.
Тюмень ранее Чинги-Тура, впервые отмечена на Каталанской карте Авраама Крескеса в 1375 году, как "Sebur-Singui".
По освоению и покорению Сибири Тюмень первый русский город. Тюмень - преддверие Сибири.
Далее памятник Семену Ремезову. В энциклопедиях Семёна Ремезова называют то картографом, то архитектором, то строителем, то историком, то писателем. Сам тоболяк порой именовал себя изографом. То есть иконописцем.
1586 года поставлен город Тюмень. Центр экспозиции.
XVIII веке в Тюмени проводилось оснащение и подготовка Великих сибирских экспедиций. Витус Беренг указывает путь на Камчатку.
К XIX веку Тюмень бурно развивается и растет населением.
Тут процветает ремесленная отрасль промышленной деятельности.
Столярное дело и резьба по дереву.
Есть и свои стеклодувы.
Самостоятельные крестьянские хозяйства, мельники и хлебопеки.
Мастера кузнецы.
И свои ткачи.
Тюмень - центр торговли.
Город обеспечивает всем необходимым всех вокруг жителей Сибири.
В XIX веке открывается свой судостроительный завод и создано пароходство.
В 1860 году компания пароходовладельцев собрала в Тюмени 140-сильный пароход "Сибиряк" - самый мощный на то время в Сибири. Он работал до 1941 года!
Строительные работы на набережной не завершены. На 2013 год запланирована сдача второй и третьей очередей, но похоже стройка затянулась...
Я увлекся прогулкой по набережной, замерз.
Пойму реки продувал холодный ветерок. С неба повалил мелкий снежок.
Быстрым шагом прошелся по центральной улице Тюмени «Республики».
Сразу в глаза на улицах города бросается огромное количество общественного транспорта - автобусов.
Прогулявшись до сквера "Сибирских кошек". Есть такой.
Мимо Центральной площади с "Вождем революции" в центре до здания Главтюменьгеологии к памятнику заслуженному геологу.
Уже темнело. Пора возвращаться в гостиницу. Скорее к автобусу...
А их здесь! Сразу не разобраться...
Но это в другой раз. Вот мой маршрут и я...
Раннее утро 20 октября.
Выставка "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" на территории ОАО "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие №2",
ул. Щербакова, 207.
Автобусное предприятие с большой историей ныне переходит на самый надежный, по убеждению руководства, автобусу марки "МАЗ".
И это замечаешь сразу, зайдя на их территорию...
Рядом промышленная зона города. Небольшая прогулка до специализированного транспортного предприятия "ТрансНефть" ОАО "Сибнефтепровод".
Мимо прошла новая полноприводная Скания.
На предприятие нет входа посторонним, впрочем, как и везде здесь. У здания администрации памятник старому ЗиЛ-157.
И обратной дорогой мимо проходит старый капотный МАН бетономешалка. Сохранился же!
Вот и подожли мои путевые заметки к финишу. Второй день выставки прошел у всех участников в ожидании выезда к дому...
До свидания Тюмень - Западная Сибирь! До следующих встреч!
Дорогой через Курган на Челябинск.
Здесь ведут ремонт.
И очень мало на дороге дальнобойщиков.
А на развилке я ушел на Шадринск. Тут казалось мне короче. Но проиграл по времени.
Дорога до Шадринска разбитая. Здесь короткая дорога на Сургут, и по ней гонят новые самосвалы.
Где-то у Челябы на просторах я встретил и "Простора".
А на последок. Победа! Чудо местных сельских техников.
22 октября автопробег "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" прибыл в Миасс.
Выражаю огромную благодарность за мое участие в автопробеге "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" Генеральному директору Константину Чуфарову, за содействие и поддержку в участии Дмитрию Китанину и за заботу в автопробеге Константину Лапшеву! Спасибо!