Вернуться на общую страницу дневника
Любой город начинается с дороги и со стелы у ней.
Но для многих города у железной дороги начинается с вокзала. Почему то я об этом вспомнил в прогулке по Ноябрьску. Вокзал тут, правда, не шик.
А рядом с ним стоит скульптурная композиция "белые медведи".
То есть, нет! Медведи не белые на цвет, а цвета меди, но по форме белые, и на табличке под ними написано "белые...". Люди мимо их не проходят. В общем, пришлось мне долго ждать, что бы их снять на камеру.
Ноябрьск меня удивил! Огромная церковь, православный храм, в центре города на холме. Такого размаха пока я не встретил на пути автопробега. Может где и пропустил? Храм мимо не пройдешь, позолоченные купола видно далеко.
Вот и я подошел к храму со стороны вечного огня памятного комплекса воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
Храм Архистратига Божия Михаила.
А по другую сторону и чуть ниже храма на площадке в центре города расположилась выставка спецтехники "УралСпецТранс".
Чуть стороной к центральному перекрестку стела "Ямал" - на двух мамонтах ладья первопроходцев.
Ноябрьск молодой город. В 1975 году вертолётный десант высадился на лед реки Иту-Яха для начала освоения Холмогорского месторождения. И в следующем году прибыли строители на место будущего города и стройки железнодорожной линии Сургут — Уренгой.
Как и большинство северных промышленных городов, Ноябрьск построен из нескольких центральных улиц, вокруг которых расположились компактные микрорайоны с удивительными на слух приезжего названиями. Южная часть: АТБ-2, НДС, СМУ-10, ХТПС, СУ-17, П-2, П-8, Оболонь, и т. д. Средняя часть представлена микрорайонами с буквенными наименованиями, от А до Р, например: Д-1, И-2. Северная часть считается центром города: ОГЦ 1 и 2 (Общегородской центр 1 и 2 очереди), микрорайон Ц-3 (Центр 3 очереди). Именно в центре размещаются культурные, административные, спортивные здания и места отдыха.
Телецентр.
За ним "Интеллект центр" со скульптурами перед входом.
Памятник "Книга" со словами русского поэта, литературного критика, историка и государственного деятеля Вяземского Пётра Андреевича: "Где есть поветрие на чтение, в чести там грамота, перо. Где грамота - там просвещение, где просвещение - там добро".
И тут же рядом сказочный герой Барон Мюнхаузен на ядре.
В серединке стоят Ромео и Джульетта.
А к краю Дон Кихот.
И у Дон Кихота на лавочку присела парочка влюбленных.
По замыслу художника просто «Читающая пара».
А далее вдоль холма у ступеней к храму стоит памятник героям Отечественной войны 1812-го года "Хлеб нашей Памяти".
Вернулся на площадку к выставке. Руководитель автопробега Константин Лапшов работает в плотном графике с клиентами.
Мне он предложил встречу с местной прессой для обмена информацией об автопробеге. Через несколько минут тут же в центре я заглянул в редакцию первой газеты города "Северная ВАХТА", где состоялась встреча и беседа с корреспондентом издания.
Через несколько дней вышел очередной номер газеты со статьей об автопробеге "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013".
На встрече с прессой меня спросили о понравившихся мне достопримечательностях города. Я перечислил увиденное, и мне предложили посетить в северной части мечеть и на КС-1 Ноябрьский комар.
По дороге к мечети я набрел на три каменных монолита в клумбе. Оказывается они установлены в честь геологов, участвовавших в изучении ноябрьского нефтегазового комплекса.
А рядом вижу здание спортивно-оздоровительного комплекса «Зенит».
С названием российского футбольного клуба из Санкт-Петербурга его связывает лишь имя известного российского футболиста и заслуженного тренера СССР Юрия Андреевича Морозова, присвоенное правительством Ямала и компанией «Газпромнефть», которая здесь управляет.
Далее по пути к мечети встречаю комплекс деревянных скульптур у дворца культуры и кино "Русь".
Сквер «Лукоморье» по мотивам русских и ненецких сказок.
И еще долгий переход на край города в новостройки, где работают старые самосвалы Татры-815.
И вот она соборная мечеть Ноябрьска - самая крупная в Тюменской области и одна из самых больших на Ямале.
И где же искать этот "Ноябрьский комар" - спрашивал я прохожих. И не слышал от них ответа. Странно. Вроде многие старожилами представились. Я интуитивно двигался в промышленную зону города. Ведь искать его надо именно там, на КС-1, как мне сказал корреспондент. Проходя стоящие автобусы, решил спросить у водителей. Они же по всем районам работают.
У водителя автобуса "Кароса" я все ж узнал, как проникнуть к "комару". В Ноябрьске еще очень много на улицах города работает старых чешских автобусов. Водитель хвалится надежностью и долговечностью машины...
Мне необходимо было пройти с полтора километра по утверждению водителя автобуса через промышленные кварталы к компрессорной станции, как ее называют тут "КС-1". И я решил прогуляться. Меня интересовала техника здешних предприятий. Во дворе вижу старый ржавый тяжелый тягач КЗКТ-7428 с полуприцепом тралом уже несуществующего Курганского завода колесных тягачей.
А у офиса Ноябрьского учебно-курсового комбината стоит памятник ГАЗону мусоровозу.
Вижу у ворот небольшой частной компании старый седельный тягач "Штаер-32S32" колесной формулы 6x6. А на территории еще несколько таких тягачей. Но туда меня не пустили, и у ворот с фотоаппаратом запретили ходить. Одно фото тайком удалось...
- Во! - обрадовался я, увидев проходом мимо "Управление технологического транспорта и специальной техникой Газпром-добыча".
Но не тут то было... Фотосъемка на территории запрещена, да и техника, говорят, на месторождениях уже вся.
И мимо пробежал новый "ГАЗ-Некст". Много их уже набрал народ, частенько я их здесь встречаю...
Казалось цель близка. И уже мною пройден километр...
Стаю на остановке, жду автобус. Мимо проезжает КамАЗ со знакомыми наклейками «УралСпецТранс».
Остановил ГАЗель спросить о расстоянии до КС-1.
- О-о-о... - прозвучало в ответ:
- Тебе еще километра три идти. Садись. Я тут на сельхозкомплекс еду, подброшу. А там я тебе тропу покажу, мужики по ней в магазин за водкой часто бегают, так тебе по ней с 500 метров до поселка.
Спасибо водителю ГАЗели!!! Доставил он меня и проводил к поселку Ладный, что у КС-1 стоит. Захожу с леса в поселок. А тут все так чисто! И ладно!
Иду дорожками, ищу глазами комара. Вот фонтан с журавлями.
Остановка с расписанием прибытия/убытия автобусов, которые ходят через час. Смотрю - скоро уже прибудет...
Замерз я уже тут, промок дорогой, а в ГАЗельке малость отошел, да вновь на холод.
Быстрым шагом пошел искать нужный мне объект. Людей на улицах нет. Тишина в поселке. Тут встретил одного и спрашиваю:
- А где тут комар?
- Какой комар? - не понял он меня.
- Да из деталей автомобиля, из железа который сделан. - я ему разъясняю.
- А-а-а... Так это вам на КС-1 надо. - мне в ответ.
- А я где? - удивился я.
- Вы в поселке, а вам надо выездом из поселка на компрессорную станцию, где он на входе и стоит - объяснил мне человек.
- А тут есть еще что посмотреть и я там сяду на автобус. - поинтересовался я.
- А здесь только крокодил есть. Да, сядете. Только поспешите, уже последний на сегодня...
и я мимо деревянной часовни под указ встречного побежал к крокодилу...
Вот он - крокодил! А я его мимо прошел, из леса выходя. Как это я? Смотрел же по сторонам. И прошел...
Механическая рептилия! Того и гляди, сейчас со стены на тебя кинется и разорвет!!!
20 минут по бетонной дороге. И я вижу перед собой "Ноябрьского комара"!
Скульптура сделана из металлолома и отслуживших свой век деталей машин.
Рассматривая железное насекомое, обхожу его кругом.
Зрелище впечатляет!
Все детали художником изумительно сложены в единую композицию!
Мой автобус подошел. Благо остановка рядом с комаром. Тут на маршруте работают автобусы МАН, перевозят бесплатно работников компрессорной станции, жителей и гостей поселка Ладный.
Позже узнал, что на КС-1 еще есть один экспонат работы того же художника-скульптора Валерия Чалого. Он в этом году создал новую не менее оригинальную работу. На этот раз мастер, используя свой привычный материал, а именно отслужившие свой век металлические детали машин и механизмов, изобразил магистральный газопровод «Н. Уренгой – Челябинск», воплотив его в образе коровы.
Новая скульптура установлена там же, где и легендарный Комар, – на территории КС-1 структурного подразделения «Газпром трансгаз Сургута», Вынгапуровского ЛПУ. Газопровод «Новый Уренгой – Челябинск», пересекающий Югру с севера на юг и транспортирующий сырье с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа, является одной из крупнейших газовых артерий страны.
Со слов автора:
- Корова – это кормилица. Точно такую же немаловажную социальную функцию несет на себе и наш газопровод. Дело все в том, что корова в исконно-народном понимании россиян – это в первую очередь символ семейного благосостояния, минимального, но гарантированного уровня достатка, позволяющего семье выжить в трудные годы.
У буренки все на месте – и рога, и копыта, и даже вымя есть. Причем некоторые детали скульптуры функциональны – например, можно позвонить в колокольчик, висящий на шее, покрутить хвост. Вот только подоить, конечно, не получится.
А еще в Ноябрьске поставили памятник "Рыбаку на зимней рыбалке"! Пока, похоже, первый и единственный в России.
А самый старый памятник «Мать и дитя», установленный в 1986 г. в сквере у школы №5, ныне православная гимназия и центр дополнительного образования «Ювента».
9 октября автопробег "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" выезжает в Когалым. В напряжении здесь прошли ночи у дежурных водителей при охране спецтехники на выставочной стоянке в городе. Не раз пытались слить топливо с техники, подкрадываясь с канистрами и шлангами в руках, не раз пытались скрутить детали с машин. В результате дежурные под дождем и снегом ходили вокруг техники. А погодка тут нас не баловала, все дни выставки шел дождь со снегом.
Зато городские службы укладывали на дороги города асфальт...
Далее выставка в Когалыме.